» 
» 
» 
» 
» 
» 
» 
» 
» 
» 



Подписка

Подписка на газету
«Православное слово Сибири»
принимается во всех Отделениях почтовой связи Красноярского края с любого месяца.
ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС:
52269



Патриархия.RU

Красноярская епархия

Православие.Ru

Енисейская епархия

Игумен Агафангел (Дайнеко) - Василий Мангазейский из Туруханска.


  1670 год. На поросшем лесом высоком берегу реки Нижней Тунгуски стоит монастырь: церковь в честь Святой Троицы, маленькие домики для монахов, хозяйственные постройки, ограда. Все срублено лет десять назад, бревна уже успели приобрести серебристо-серый оттенок, только храм Святой-Троицы - весь золотой. Молодая обитель растет так стремительно, что поставленную при ее основании церковь уже пришлось разобрать и выстроить новую, чтобы вмещала всю братию и молящихся. Многие, придя в обитель помолиться и испросить совета старцев, так и не смогли оставить благодатное место, пропитанное духом родной русской земли. Вблизи монастырской ограды уже теснятся избенки и землянки – поселение, которое больше двухсот лет потом будет называться «близь монастыря», селом Монастырским, Ново -, а потом просто Туруханском. Недаром в этом году и Туруханск и монастырь вместе праздновали 350-летие своего основания. За это время оба юбиляра знали взлеты и падения, известность и забвение, но выживали в условиях, когда многие уходили в безвестность. Кто хранил их?

  По одним источникам ему едва исполнилось 15 лет, по другим — было не более 19 лет. Но совершенно бесспорно то, что это был молодой человек, почти мальчик. Богатый купец привез его из Ярославля. Был ли он опытен в делах или не очень, не известно. Может просто родные упросили купца взять парнишку с собой, вдруг разбогатеет в этой неведомой Сибири, о богатстве которой ходят легенды. Но чем он обладал бесспорно, - это честностью и неподкупностью. И вот уж этот «товар» ценился у местных купцов на вес золота. Василий торговал умело, но душа его не лежала к этой работе и вообще к земному деланию. Воспитанный в благочестивой православной семье, он с раннего детства полюбил Бога всей душой. И не было для него большей радости, чем пребывать с ним в молитвенном общении, читать богодухновенные книги Священного Писания, возноситься душой в горний мир во время церковного богослужения.

  Конечно, такое поведение было не привычным для окружающих его людей и привлекало к себе внимание. Василий невольно был у всех на виду. Боголюбивый и богобоязненный мальчик, в среде огрубевших людей, порой потерявших человеческий облик в суровых непривычных условиях Севера, по апостольски нес свой крест исповедания Слова Божия и, наверное, одним фактом своего существования или горячей молитвой не раз останавливал своего соотечественника от дурного дела или слова, пробуждал память о заповедях Божьих, заставлял заговорить совесть и будил воспоминания о забытой воцерковленной жизни в далеких родных краях. Ведя дела с местным населением честно и по справедливости, он выгодно отличался от многих своих собратьев. В сознании иноверцев христианин и справедливый человек связывались воедино, а это уже своего рода проповедь христианства.

  Все бы шло хорошо, да воспылал хозяин к молодому приказчику преступной страстью, но получил отпор. Этого было достаточно, чтобы при первой возможности рассчитаться с ним. Случай подвернулся быстро: ограбили лавку, и хозяин обвинил Василия в сговоре с преступниками. Он требовал от приказчика признания и повел его в съезжую избу на допрос к государевым людям. Нравы тогда были жестокие и доказательств у обвинителя не спрашивали: юного приказчика били, пытали. Затем купец ударил его огромной связкой ключей. Это было последним ударом, Василий умер.

  Можно было ли избежать такого исхода – конечно! Требовалось только сознаться в краже. Но разве дело шло о репутации одного человека? Принимая мучения, Василий вел себя как исповедник Христа и не перед лицом своих мучителей, а перед всей Мангазеей, перед язычниками, впервые увидевшими православного человека и о нем судившими о вере, которую принесли с собой русские люди. Его подвиг мученичества сродни подвигам первых христианских святых. Да он и был первым, первым святым Сибири, которого Господь дал в помощь первопроходцам этих земель как покровителя и заступника во всех бедах и ходатая перед Богом.

  В 1649 году был обретен гроб с его нетленным телом и почти сразу начались исцеления и чудотворения от его святых мощей. Список чудес в 1653 году был направлен мангазейским воеводой Тобольскому и Сибирскому архиепископу Симеону, а тот отправил документ царю Алексею Михайловичу.

  Примерно в это время основателю Свято-Троицкого Туруханского монастыря иеромонаху Тихону, человеку удивительной духовной силы и подвижнику веры, в тонком сне было видение нового чудотворца. Суть его сводилась к тому, что новоявленный святой желает отныне прибывать в названном монастыре. В качестве подтверждения этому, святой назвал свое имя, ранее не известное,— Василий. За этой - то святыней и явился в Мангазею иеромонах Тихон в конце марта 1670 года. С грустью расставались жители города со святыней, но воле самого чудотворца никто не посмел противиться.

  Есть удивительно красивая легенда, рассказывающая о событиях переноса мощей из Мангазеи в Туруханск. Подъезжая к Мангазее, лежащей в это время еще в глубоком снегу, иеромонах Тихон увидел среди белой равнины зеленый холмик, поросшей мягкой травой. На нем спал белоголовый мальчик, подложив ладошки под голову. Старый монах осторожно подошел к нему, взял на руки и пошел в Туруханск. И всю дорогу пока он шел, под ногами его в снегу пролегала тропа, покрытая травой и полевыми цветами. В основе этой легенды лежит народное истолкование удивительных событий: беспримерного путешествия простого «черного попа» из еще никому неизвестного монастыря и безропотной передаче ему, не имеющему благословения священноначалия и согласия мирских властей, жителями большого богатого города высокочтимой святыни во исполнение воли святого.

  Мощи святого мученика Василия Мангазейского были принесены в Туруханск 10 мая 1670 года, и с тех пор этот день (23 мая по новому стилю) для нас главный день памяти святого. Другой день его памяти — 5 апреля — связан с днем его мученической кончины. Кроме того мы особо поминаем нашего святого 6 и 23 июня. Он - первый святой, прославленный в Сибири и по этому праву открывает Собор Сибирских святых.

  И сегодня мощи святого мученика Василия Мангазейского пребывают в Свято-Троицком Туруханском монастыре в главном его храме и как прежде, по молитвам к нему происходят чудотворения: у святого Василия просят исцеления от болезней, помощи в коммерческих делах и воспитании детей, ему молятся о прекращении вражды между людьми и защите от несправедливых наветов, об укреплении веры и спасении души.

 

 Благочинный Свято-Троицкого благочиния,

 наместник Свято-Троицкого Туруханского монастыря

 игумен Агафангел

 

 
Месяцеслов


Поиск



   Искомое.ru
^ Наверх
Программирование